Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.
Вызовы, с которыми сталкивается сегодня Республика Беларусь, прямо определяют новые требования к личности педагога, важнейшее из которых – его устойчивая и полная самореализация. Полнота самореализации личности означает максимальную успешность развития своих способностей, использование социальных условий для раскрытия задатков и одаренности, а вместе с тем и максимальную пользу, которую личность может принести своим близким, обществу, в котором живет, человеческой цивилизации в целом.
Особенно актуальным это становится в отношении педагогов, состоящих в резерве на должность руководителя учреждения образования, поскольку создание конкурентной образовательной среды учреждения общего среднего образования (далее – УО), управление результативностью и эффективностью деятельности УО в современных условиях требует соответствующей готовности, особых управленческих компетенций, и образовательная практика нацеливает на необходимость новых подходов ликвидации дефицитов в этой сфере знаний будущих руководителей.
Недостаточная подготовленность руководителя УО к переходу на новый уровень управления, к организации процесса развития УО и обеспечения результатов его деятельности, а также высокая требовательность к профессиональной компетентности руководителя, является одной из причин текучести управленческих кадров. Обеспечить функционирование и развитие УО после смены руководителя способны только те педагогические работники, которые имеют необходимую теоретическую и практическую подготовленность к управленческой деятельности, мотивированные на саморазвитие и самосовершенствование, для которых менеджмент (управление) является одной из важнейших профессиональных ценностей и важнейшим смыслом, т.е. те педагоги, которые обладают необходимой готовностью к управленческой деятельности. Таким образом, готовность педагога к управленческой деятельности приобретает особую актуальность.
С.А. Сергейко на основе анализа психолого-педагогической литературы установила, что несмотря на отсутствие единой точки зрения на определение понятия «готовность» на современном этапе развития теории готовности личности к деятельности, все ученые сходятся во мнении о том, что готовность необходимое условие успешной деятельности личности, ее начала, эффективного продолжения и результативного завершения [7]. Готовность аккумулирует в себе все необходимые и достаточные для решения поставленной задачи элементы предстоящего действия.
В зависимости от специфики деятельности личности в науке представлены различные виды готовности личности к деятельности: психологическая готовность (М. И. Дьяченко, Л. И. Кандыбович, Н. Д. Левитов, II. А. Просецкий, Л. А. Уманский); нравственно-психологическая готовность (А. Г. Ковалев); нравственная готовность (Б. Г. Ананьев, В. А. Сухомлинский); внутренняя готовность (П. А. Шавир); практическая готовность (З. С. Ильин, В. А. Сластенин, А. И. Щербаков); профессиональная готовность к послевузовскому образованию (С. А. Позняк, В. П. Тарантей); операционная готовность (Л. К. Лесохина); социально-психологическая готовность (Б. Д. Парыгин); эмоционально-волевая готовность (Н. Д. Левитов); мотивационно-деятельностная готовность (И. А. Вишняков) [7].
Считаем возможным выделить готовность педагога к управленческой деятельности в учреждении образования. Опираясь на идеи С. А. Сергейко [7], под готовностью педагога к управленческой деятельности в инновационном проекте будем понимать синергизирующую надстройку над профессиональной компетентностью педагога, представляющую собой динамичную интегративную характеристику личности, проявляющуюся в определенной целостности и обусловливающую способность к специфическому виду профессиональной деятельности – менеджменту образовательного процесса – на основе самопознания, самоактуализации, самоидентификации, самопроектирования, саморазвития и самопрезентации.
Структура готовности к управленческой деятельности педагога включает четыре компонента: теоретико-методологический (методологические, фактологические, инструментальные знания, позволяющие наиболее полно реализовать способности педагога в управленческой деятельности; готовность к их пополнению и совершенствованию в течение всей профессиональной жизни); деятельностный (умения, позволяющие наиболее полно реализовать способности педагога в управленческой деятельности); психолого-регулятивный (потребность и интерес в управленческой деятельности, направленность на профессиональную самореализацию через управленческую деятельность и волевые качества личности); ценностно-смысловой (профессиональные ценности и смыслы, ценностное отношение к профессиональной самореализации через управленческую деятельность). Компоненты готовности к управленческой деятельности находятся во взаимодействии и единстве. Ядром является ценностно-смысловой компонент.
Формирование готовности педагога к управленческой деятельности в УО мы будем рассматривать через выстраивание персональной образовательной траектории педагога, состоящего в резерве на должность руководителя учреждения образования (профессионально-самореализационного портрета «Начальник» (по С.А. Сергейко)) для его полной и устойчивой самореализации в профессии. Под профессиональной самореализацией будем понимать персональную стратегию профессиональной деятельности педагога, совершенствования его личностных качеств, развития профессиональных компетенций на основе самопознания, самоактуализации, самоидентификации, самопроектирования, саморазвития и самопрезентации [9].
В предлагаемом нами проекте данная ситуация будет усилена созданием в регионе интегрированного единого образовательно-профессионального пространства на основе объединения ресурсов педагогов профессионально-самореализационного портрета «Начальник», системы дополнительного образования взрослых (ИРО), районных учебно-методических кабинетов (РУМК) и учреждения образования, в котором работают педагоги профессионально-самореализационного портрета «Начальник», при одновременной адаптации содержания образования требованиям социального заказа к дополнительному образованию будущего руководителя УО и его индивидуальным особенностям. В этом будет заключаться научная новизна инновационной деятельности. Практическая значимость будет обеспечена посредством внедрения в широкую образовательную практику и систему повышения квалификации апробированного научно-методического и организационно-методического обеспечения авторской модели формирования готовности педагогов к управленческой деятельности в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве.