Инновационный проект

Информационная характеристика проекта

  1. Название проекта: «Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования»
  2. Научное сопровождение проекта:Пурышева Наталья Михайловна, доцент кафедры дидактики и частных методик учреждения образования «Могилевский государственный областной институт развития образования», кандидат кандидата исторических наук, доцент; +375299592013; е-mail: prepod55@mail.ru

Цели и задачи проекта

Ожидаемые результаты проекта

Ожидаемые результаты внедрения модели развития готовности педагога к профессиональной самореализации в интегрированном образовательно-профессиональном пространстве

В результате реализации инновационного проекта предполагается:

создание системы ценностных ориентиров и формирования гражданско-патриотических качеств учащихся в процессе социально значимой деятельности;

положительная динамика уровня сформированности эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;

создание в учреждениях образования системы воспитательной работы по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона;

повышение качества урочной и внеклассной работы; повышение удовлетворенности субъектов образовательного процесса его ходом и результатами;

создание медиапродуктов по результатам проекта, включающего виртуальные школьные музеи, заочные путешествия и экскурсии, видеоотчеты, альбомы, видеоуроки, творческие интерактивные экспедиции и др.;

создание банка информационных и научно-методических материалов по использованию историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе, разработка уроков и внеклассных мероприятий, критериев и диагностического инструментария оценки эффективности  реализации инновационного проекта, обобщение результатов инновационной деятельности;

разработка методических рекомендаций по формированию эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа;

активизация публикационной деятельности педагогов и учащихся по представлению результатов выполнения инновационного проекта, участия в научных мероприятиях разного уровня, в республиканских и региональных гражданско-патриотических акциях, творческих конкурсах, проектно-исследовательской деятельности.

Внедрение данной модели предоставит возможность систематизировать деятельность педагогических коллективов учреждений образования через внедрение эффективных научно-методических ресурсов: теоретических, диагностических, организационно-методических, включающих закономерности и принципы, формы и технологии, методы, приемы и средства формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе с целью повышения уровня воспитанности учащихся учреждений общего среднего образования, расширит опыт инновационной деятельности и уровень профессиональных компетенций педагогов.

Критерии и показатели оценки эффективности

инновационного проекта

Критерии

Показатель

Повышение качества образовательного процесса и его результат

- положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам;

- улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий;

- повышение уровня обеспеченности учреждений научно-методическими и информационно-аналитическими  материалами.

Полнота знаний об истории и  культуре своего региона

- знание об историческом, культурном наследии Республики Беларусь;

- активное вовлечение учащихся во  внеурочные формы деятельности;

-  вовлечение учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность.

Воспитанность учащихся

- воспитание нравственных и эстетических чувств;

- приобретение умения высказывать и обосновывать нравственно-оценочные суждения;

- развитие гражданских компетенций учащихся;

-   воспитание мира позитивных эмоций и чувств.

Социально-педагогический инструментарий самоопределения учащихся  для приобретения практического опыта деятельности

- включение учащихся в систему социальных связей и отношений в обществе, в позиции широкого и позитивного общения;

- освоение социального опыта через самореализацию в социально значимых делах.

Повышение роли семьи в формировании навыков поведения, умения, навыков учащихся

-  повышение активности участия родителей в общественной жизни учреждения образования (мероприятия, экскурсии, конкурсы, фестивали);

-  улучшение характера межличностных отношений школьников и их родителей.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

- рост уровня профессиональности педагогов и их психологической культуры, контрольно-оценочной деятельности;

- личностные достижения педагогов;

- способность к обобщению и распространению опыта работы.

Взаимодействие всех участников инновационной деятельности.

- осознание новой роли в образовательном процессе;

- удовлетворение запросов родителей на образовательные услуги;

- установление благоприятного психологического климата.

Продуктивность трансляции идей и опыта инновационного развития

- ознакомление с опытом ведется через методическую систему городского отдела образования, спорта и туризма;

- освещение опыта инновационной деятельности в СМИ.

Формирование позитивного имиджа учреждения образования.

- учреждение образования как центр внедрения модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов;

-    развитие учащихся через внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа.

свернуть

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре, экономике, экологии и т.д. Разработка научно-теоретических основ патриотического воспитания подрастающего поколения на уровне человека, семьи, рода, школы, деревни-села, района, республики с учетом местной специфики и реальных возможностей остается одной из актуальных задач отечественной педагогической науки.

Проблема памяти о героическом прошлом нашей страны и воспитании на ее основе патриотизма и гражданственности у подрастающего поколения раскрывается в работах академика Национальной Академии наук Республики Беларусь А.А.Ковалени. В фундаментальном издании, вышедшем под его редакцией,[1] на высоком научно-теоретическом уровне обосновано положение о том, что белорусский народ вопреки всем сложностям сохранил свой язык, культуру, традиции, обычаи, построил свою государственность. Из этого следует общественно значимая задача – не только сохранить память о героическом прошлом, но и сделать его действенным инструментом воспитания гражданственности и патриотизма. Проблема исторической памяти о Великой Отечественной войне как ресурсе патриотического и гражданского воспитания посвящены работы А.Л.Ластовского, В.В.Даниловича, С.Н.Тёмушева, В.С.Болбаса, Н. В Проказиной, Ю.В.Дороховой, H.H.Хатнюк, Ю.В.Исаевой и др.

В отечественных педагогических исследованиях гражданское и патриотическое воспитание рассматривается в тесной взаимосвязи (В.В.Буткевич, Т.А.Гутарчык, В.А.Зенченко, Д.П.Зубко, Е.П.Маркович, О.Л.Сташкевич и др.). В.В.Буткевич раскрывает органическую взаимосвязь патриотического и гражданского воспитания, что предполагает в качестве основы патриотического и гражданского воспитания развитие у воспитанников любви к своему народу, государству[2]. Д.П.Зубко[3], Е.П.Маркович[4] выделяют в качестве важнейших задач гражданского воспитания формирование чувства патриотизма, отмечая, что по своей сущности патриотическое воспитание более тесно связано с понятием Родина, Отечество, страна.

Разработкой общих проблем гражданско-патриотического воспитания в современной педагогической науке занимаются как отечественные, так и зарубежные ученые (В.И.Бобрович, А.Л.Барчук, В.В.Буткевич, Л.А.Гащенко, Т.А.Гутарчик, Н.В.Ипполитова, А.В.Русецкий и др.). В имеющихся исследованиях раскрываются как теоретико-методологические (В.Л.Жук, С.М.Захарова, В.Т.Кабуш, Ф.В.Кадол, С.С.Кацевич, В.В.Мартынова, В.П.Тарантей и др.), так и методические его основы (Л.А.Казинец, А.Ю.Крикало, В.М.Петухов, А.У.Толкачева и др.).

Среди научных исследований, в которых рассматриваются социокультурные аспекты  формирования содержания гражданско-патриотического воспитания, следует отметить работы, посвященные вопросам развития просвещения и педагогической мысли Беларуси (С.В.Снапковская, Г.Р. Сенькевич и др.), влиянию народной педагогики и национально-культуных традиций белорусов на гражданско-патриотическое становление личности (Г.П.Орлова, В.С.Болбас, И.И.Калачева, Л.В.Ракова и др.).

Вопросы исторической обусловленности гражданско-патриотического воспитания особенностями развития белорусских земель в условиях становления белорусской государственности, религиозно-конфессиональных и национальных процессов, освещают исследования М.И.Вишневского, И.В.Вишневской, И.А.Марзалюка, А.С.Майхровича, С.А.Подокшина, В.В. Старостенко, Ю.Н.Бохана, А.В.Любого, Б.Д.Долготовича, Э.Г.Иоффе, В.Е.Козлякова, В.К.Коршука, В.С.Кошелева, В.Ф.Ладысева, О.А.Яновского и др.

Вопросы организации краеведческой работы, использования краеведческого материала для организации учебной и внеклассной деятельности школьников в связи с проблемой целенаправленного формирования у детей знаний о богатстве культурного наследия края рассматриваются в работах отечественных (А.А.Корзюк, М.В.Пивовар, И.М.Прокопович и др.) и зарубежных исследователей (И.И.Макарова, В.Г.Манджиева, Л.П.Разбегаева, А.Р.Батыршина, Г.И.Ведеиеева, Н.М.Головин и др.)

Актуальные проблемы воспитания гражданина и патриота нашей страны, рассматривались на Международной научно-практической конференции, которая проводилась в Институте социологии НАН Беларуси совместно с Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь 16-17 мая 2019 года. В докладах и выступлениях участников конференции –   ученых и идеологических работников Беларуси, России и Украины –  актуализирована задача создания действенной системы патриотического воспитания, формирования у граждан нашей страны и молодежи устойчивых национально и патриотически ориентированных нравственных ценностей с использованием наиболее эффективные форм работы и ресурсов, сложившихся во всех видах образовательных учреждений[5]. Главный научный сотрудник Института социологии НАН Беларуси, доктор философских наук, профессор, академик НАН Беларуси Е.М.Бабосов отметил многоаспектность понятия патриотизм, охарактеризовал многообразие его источников, определил его ведущее место в составе культурного кода белорусов[6].

Различные аспекты понимания ценностных основ современной системы патриотического воспитания рассмотрены в работах Б.С.Гершунского, М.С.Кагана, В.Н.Мясищева, Н.Д.Никандрова, Ю.А.Райсвиха, В.А.Сластенина и др. Взаимосвязь ценностных ориентаций и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения прослеживается в работах В.И.Андреева, О.А.Ильясовой, И.Ф.Исаева, А.В.Кирьяковой, З.А.Мальковой, С.И.Маслова, Б.М.Неменского и др.

Исследованием ценностной проблематики с середины 20 века в советской и постсоветской  науке занимались Б.Г.Ананьев, Т.К.Ахаян, Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, З.И.Васильева, Б.С.Гинецинский, О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов, П.Р.Игнатенко, М.Г.Казакина, А.В.Кирьякова, А.И.Кравченко, Г.Б.Корнетов, Т.Н.Мальковская, B.C.Мерлин, А.А.Ручка, В.А.Сухомлинский, В.П.Тугаринов, В.А.Ядов и др. Педагоги создавали классификационные модели ценностей, определяемые в качестве содержательной основы воспитания (В.А.Конаковский, А.В.Кирьякова, Н.Д.Никандров, P.M.Рогова); изучали сензитивность личности к присвоению ценностей на различных этапах онтогенеза.

Достаточно полно разработан психологический аспект формирования патриотизма, объясняющий природу патриотических чувств и сознания с позиции элементарных психических процессов. Важнейшие положения известного психолога Л.С.Выготского о высшей нервной деятельности (поведении) человека позволяют утверждать, что решающим фактором человеческого поведения является не только биологический, но и социальный фактор, который привносит с собой совершенно новые моменты в поведение человека. Исследования психологов Е.В.Андриенко, А.К.Колеченко, Р.Л.Кричевского, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызиной утверждают, что психологические образования можно определять, формировать и развивать на основе деятельностного подхода к психике.

Методологическую значимость для нашего инновационного проекта представляет исследование социального психолога М.С.Фабрикант[7]. На основе анализа индивидуальных историй автор выявила особенности психологической составляющей белорусской национальной идентичности. Плодотворным является ее вывод о том, что основными психологическими ресурсами конструирования национальной идентичности выступают понимание и принятие социально разделяемых критериев национальной самоидентификации, а также индивидуальный опыт позитивно-негативного переживания национальных достижений и эмоции национальной гордости и любви к своей стране.

Проблема формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру, историческому прошлому, культурному наследию региона еще недостаточно исследована в отечественной науке, но хорошо разработана российскими педагогами на примере географии и истории[8]. В диссертации Е.Е.Сорокиной рассмотрены три группы методов, формирующие эмоционально-ценностное отношение учащихся к миру: методы эмоционально-личностного стимулирования, направленные на развитие мотивационной сферы личности (способность развития эмоций), методы осуществления ценностного обмена содержанием учебного материала, ориентированного на создание межличностного диалога, и методы рефлексии учебной деятельности, способствующие на основе самооценки и самоанализа самоидентификации личности. Данные методы базируются на взаимодействии учителя и учащихся, а также на взаимном уважении и доверии. Научно-методическими условиями реализации формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения являются создание учебных личностно-ориентированных ситуаций, организация и проведение смыслоориентированных самостоятельных работ, применение технологий личностно-ориентированного обучения и использование учебных материалов, ориентированных на формирование эмоционально-ценностного отношения.

Теоретические подходы к использованию историко-культурных ресурсов региона в условиях эколого-туристской деятельности раскрываются в исследовании М.В.Лесниченко-Роговской «Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности»[9]. Автор понимает патриотическое воспитание как процесс систематического и целенаправленного социально-педагогического взаимодействия как его организаторов, так и воспитанников характеризующийся сбалансированным использованием совокупности обоснованных средств, форм и методов с целью формирования: патриотического сознания (знание истории страны; понимание задач, стоящих перед страной, и своего патриотического долга); патриотических чувств (любовь к Родине – к родным местам, родной природе, родному языку; уважение к прошлому своей страны, обычаям и традициям своего народа); патриотических убеждений (стремление к защите чести и достоинства Родины, уважение к службе в армии, готовность защищать Родину); патриотической деятельности (активное и сознательное участие в деятельности, направленной на реализацию государственных и общественных интересов своей страны). Структура патриотического воспитания представлена в исследовании как система взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов: когнитивного; эмоционально-ценностного; мотивационно-потребностного; коммуникативного; деятельностного (поведенческого).

Специфика гражданско-патриотического воспитания и формирования у школьников ценностного отношения к историческому прошлому белорусского народа средствами музейной педагогики отражена в публикациях А.А.Корзюка, С.В.Снапковской , В.М.Воронович и др.

 


[1] История белорусской государственности. В 5 т. Т. 4. Белорусская государственность накануне и в период Великой Отечественной войны и послевоенного восстановления (1939–1953 гг.) / А. А. Коваленя [и др.]; отв. ред. тома Н. Б. Нестерович; Нац. акад. наук Беларуси, Ин-т истории. – Минск: Беларуская навука, 2019. – 567 с.

[2] Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность / В.В. Буткевич. – Минск: Нац. ин-т образования, 2010. — 208 с.

[3] Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16.

[4] 5. Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. –  С.30-34.

[5] Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности :

материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с.

[6] Бабосов Е. М. Патриотизм – духовно-политическая основа адекватных ответов Беларуси на вызовы современности / Е.М.Бабосов  // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с. С. 28-31.

[7] Фабрикант, М.С. Психологические ресурсы и механизмы конструирования национальной идентичности  в индивидуальных историях граждан Республики Беларусь: автореф. дис. ...психол. наук: 19.00.05 / М.С.Фабрикант. – Минск, 2018. – 30 с.

[8] Сорокина Е.Е.Формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к миру при изучении регионов и стран в курсе географии на профильном уровне: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02: - С-Пб., 2008. - 18 с.; Гаврилова Н.Г. Формирование ценностного отношения к культурному наследию региона (На материале пропедевтических краеведческих курсов) : Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02: СПб., 1999 195 c.; Хлытина О.М. Формирование ценностного отношения к прошлому (На материале пропедевт. курса истории Отечества): Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 : СПб., 1997 24 c. и др.

[9] Лесниченко-Роговская, М.В. Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности: автореф. дис….канд. пед. наук: 13.00.05 / М.В.Лесниченко-Роговская. – Минск, 2015. – 27 с.

свернуть

Обоснование целесообразности (актуальности) темы инновации.

Обоснование целесообраности (актуальности) темы инновации.

Кодекс Республики Беларусь об образовании, Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи, Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2021 – 2025 гг. закрепляют приоритет воспитания в учреждениях образования. Стержнем воспитательного процесса является целенаправленное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, имеющего активную гражданскую позицию, готового к выполнению конституционной обязанности по защите Родины, формирование уважения к защитнику Отечества на примере героического прошлого белорусского народа. 

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения является стратегическим ресурсом развития общества. Стратегической целью гражданско-патриотического воспитания выступает воспитание личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. В соответствии со стратегической целью определяется педагогическая цель гражданско-патриотического воспитания.

Как социальный феномен патриотизм является особой ценностью, которая необходима человеку, поскольку придает его жизни глубокий смысл. Сегодня мало дать знания, нужно вырастить настоящего гражданина, патриота, научить его мыслить, выражать свое мнение. Стоит задача побудить учащихся формировать собственную гражданскую позицию, почувствовать сопричастность ко всем важным событиям и достижениям прошлого и настоящего белорусского народа.

Патриотизм – это сложное личностное образование, проявляющееся как особенности, качества, характеристики в чувствах, сознании, морально-волевых проявлениях, поступках и поведении, действиях и деятельности, в которых сочетаются любовь к Родине, к земле, где родился, гордость за исторические свершения народа. Личность гражданина-патриота характеризуется проявлением чувства любви к стране, родному краю, близким людям, гордости за свое Отечество, за его историю и достижения народа, почитанием национальных святынь и символов. В социально-педагогическом плане воспитание патриота – это социальный процесс, протекающий под воздействием как объективных факторов влияния социальной среды (семья, школа, общественные организации и т.д.), так и субъективных условий духовно-практической деятельности самой личности. Особую актуальность приобретает поиск новых подходов к вовлечению школьников в социально-культурную деятельность, содержание которой составляет комплекс педагогически целесообразных форм, средств и методов патриотического воспитания.

Одна из основных задач системы образования состоит в том, чтобы наряду с развитием у учащихся познавательной активности, способствовать развитию ценностного отношения к важнейшим сторонам прошлого и современности. Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру связано с формированием идеалов личности и находит свое проявление в актуальной системе ее ценностных ориентаций, которая, в итоге, определяет направленность личности.

Ценности являются основополагающим компонентом духовной культуры человечества и базой в формировании индивидуального мировоззрения личности. Аксиологическая направленность педагогики чрезвычайно важна, так как формирование идеологии, взглядов, убеждений личности, поведенческих навыков, воспитание морали и нравственности всегда рассматривалось в качестве педагогической задачи. Функция опыта эмоционально-ценностных отношений – пристрастное, избирательное отношение к объектам и явлениям окружающего мира и себе, формирование системы личностных смыслов. Прошлое принимается учеником как личностная ценность, если он осознаёт связь между прошлым и собственной жизнью и если он способен в творческой, ценностно-ориентационной деятельности, в рефлексии выработать эмоционально-осознанное личностное отношение к героическим событиям отечественной истории. Задача педагога – организовать работу таким образом, чтобы знания о героическом прошлом белорусского народа способствовали развитию у учащихся эмпатии, идентификации себя с исторической судьбой народа. Сопричастность, сопереживание, сочувствие вызывают у детей позитивное отношение к событиям героического прошлого Беларуси. Педагогически грамотно организованная ситуация эмоциональной вовлеченности, в свою очередь, способствует формированию гражданской позиции, как чувства неразрывной связи с народом, сознания ответственности за безопасность и процветание Родины.

Одним из главных направлений духовно-нравственной жизни нашего общества является сохранение исторической памяти. В образовательном пространстве эта задача актуализируется тем, что учащимся необходимо сегодня не только иметь адекватное представление об историческом процессе на примере всемирной или отечественной истории, но и знать «свою», «личную» историю, запечатленную и сохраненную в «местах памяти», тех материальных и нематериальных объектах, которые являются символическими элементами наследия национальной памяти народа. Этот ресурс в нашей стране хорошо представлен на региональном уровне. Историко-культурное наследие «малой Родины» является действенным средством формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа, так как оно способствует выявлению связи региональной истории с Отечественной историей, с событиями всемирного масштаба, прежде всего, это – вклад белорусского народа в победу над фашистской Германией, героического прошлого родной страны.

Особое место в исторической памяти белорусского народа принадлежит событиям Великой Отечественной войны. Память о войне среди жителей Беларуси является достаточно целостной и не вызывающей противоречивых интерпретаций. В массовом сознании она представляется тяжелым испытанием для белорусского народа, проявившего в ней невиданный героизм. Эти социальные представления о прошлом полностью согласуются с тем образом войны, который функционирует в государственном дискурсе. При этом актуализируется связь прошлого и настоящего, победа в войне – это достояние народа, которым можно и нужно гордиться в современности. Это способствует выработке устойчивой положительной эмоциональной связи с национальной общностью.

Актуальность проекта обусловлена огромным значением эмоционально-ценностных отношений в развитии и воспитании личности. Осознание индивидом ценности объекта формирует ценностное отношение как определенный способ видения мира, важное место в котором занимают эмоции. Формой ценностных отношений является эмоционально-психологическая структура. В классификации выделяют предметные ценности как явления материального мира и субъектные, или духовные ценности. Система ценностей, подлежащая усвоению учащимися в процессе изучения разнообразных учебных предметов, включает общечеловеческие, общественные и личностные ценности. Общечеловеческие и нравственно-духовные ценности позволяют подчеркнуть гуманистические аспекты содержания образования.

В рамках учебных программ по отечественной истории, географии, русской и белорусской литературе формирование у учащихся эмоционально-ценностного отношения к миру обозначено в качестве ведущей задачи образования. Данные вопросы не остались без внимания со стороны учителей, методистов, ученых-практиков. Отдельные аспекты этой проблемы освещали доктора исторических наук А.А. Коваленя, И.А.Марзалюк, А.М.Литвин, В.В.Данилович и др., кандидаты педагогических наук С.В.Панов, А.А.Корзюк, И.И.Богданович и др. Эти вопросы были актуализированы Президентом Республики Беларусь. А.Г. Лукашенко на вручении паспорта юным гражданам Беларуси подчеркнул: «Патриотизм – не просто разговоры о том, как мы любим Родину (хотя и говорить об этом надо). Это ежедневный труд на ее благо, сохранение исторических, культурных традиций, защита интересов государства и жизни людей. Все это ценности, которые нашим предкам приходилось отстаивать с оружием в руках». Особо Президент выделил героический подвиг тех, кто 75 лет назад отвоевал для белорусов право на существование, разгромив фашизм: «Они сохранили всем нам жизнь и свободу. Я убежден, что это наследие вы будете беречь так же, как и мы». Тем самым на государственном уровне сформулирована задача: продолжить систематическую и целенаправленную работу, как всех социокультурных институтов, так и индивидуумов по воспитанию социально активной личности гражданина и патриота. Использование историко-культурных ресурсов регионов Республики Беларусь будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и на этой основе воспитанию патриотизма – любви к своему дому, малой родине и стране.

В то же время изучение научной литературы, результатов современных исследований, анализ существующего опыта патриотического воспитания на основе формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона показывают наличие следующих противоречий:

- между насущной необходимостью формирования патриотизма как социально-духовного явления в обществе и девальвацией патриотических чувств, размытостью патриотического сознания, происходящих под влиянием различных факторов современной жизни;

- между возросшими потребностями общества, государства в формировании личности гражданина-патриота на основе национальных культурно-исторических традиций и преимущественной ориентацией подрастающего поколения в современном обществе на абстрактные человеческие ценности;

 - между насущной потребностью белорусского общества в патриотически настроенных гражданах и недостаточной сформированностью целенаправленного системного подхода к организации процесса патриотического воспитания с учетом региональной специфики;

- между возросшим интересом современных исследователей и практиков к разработке, совершенствованию, внедрению новых воспитательных технологий и недостаточной готовностью педагогов к применению их в области эмоционально-ценностных отношений  к историческому прошлому;

 - между потребностями учащихся в социально значимой деятельности, социальном самоутверждении и недостаточным обеспечением реальных условий для проявления учащимися патриотических чувств, осознания связи поколений, вклада каждой семьи в историю Родины.

Следует также отметить, что не в полной мере методически обоснованы подходы к содержательным аспектам названной проблемы. Научно-педагогическим сообществом осознано противоречие между необходимостью формирования у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа и отсутствием системного подхода при преподавании предметов гуманитарного цикла в региональном компоненте, что обусловливает актуальность данной темы инновационного проекта.

Целесообразность осуществления данного инновационного проекта обусловлена общими задачами, стоящими перед учреждениями образования республики – сохранение исторического наследия белорусского народа, вовлечение учащихся в активную поисковую и исследовательскую деятельность.

Каждый регион нашей республики богат своим историко-культурным прошлым. Определение историко-культурных ресурсов региона, способствующих формированию у учащихся эмоционально-ценностного отношения к героическому прошлому белорусского народа, является неосредственной задачей учреждений образования – участников проекта.

Историко-культурные ресурсы региона города Лиды и Лидского района: Памятник «Пушка»; гранитная стела на братской могиле евреев; бетонная плита на братской могиле расстрелянных евреев; Мемориальный комплекс на братской могиле 6700 евреев; курган Бессмертия; скульптурный памятник на братской могиле; памятник в честь воинов-освободителей; стела на месте расстрела лидских подпольщиков; скульптурная композиция «Колокол» на братской могиле подпольщиков и мирных жителей; памятник 12 воинам; братская могила советских воинов и партизан; скульптурная композиция «Женщина с ребенком» на братской могиле красноармейцев и партизан; скульптура «Скорбящая мать» на братской могиле 200 военнопленным; стела погибшим землякам; мемориальный комплекс погибшим землякам-подпольщикам.

Общим для всех участников инновационного является сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне, поскольку она – ключевой фактор для формирования белорусской национальной идентичности, наиболее устойчивый и артикулированный комплекс в представлениях о прошлом граждан Беларуси.

Внедрение модели формирования эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа посредством использования историко-культурных ресурсов региона в учебной и внеклассной работе учреждений общего среднего и дополнительного образования будет способствовать осознанию и пониманию учащимися ключевых событий истории нашего государства, сохранению идеалов присущих нашему обществу, осознанию сопричастности себя и своей семьи ко всем важным историческим событиям и достижениям белорусского народа.

 

 

свернуть

СПРАВКА о результатах (промежуточных) реализации инновационного проекта

Изучение эмоционально-ценностного отношения учащихся к героическому прошлому белорусского народа

Анкета «Идеологическое воспитание»

Тест на знание истории Брестской крепости

Фото и видео отчет о проекте