Учитель-дефектолог

График работы 2023/2024

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

 Для того, чтобы правильно произносить звуки и слова, ребёнок должен хорошо овладеть координацией чрезвычайно тонких движений речевых органов - губ, языка, голосовых связок, хорошо научиться регулировать своё дыхание. Артикуляционная гимнастика способствует развитию координации артикуляционных органов, подготавливает речевой аппарат к произношению того или иного звука. Проводя артикуляционную гимнастику, необходимо соблюдать следующие указания:

1. Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнение ребёнок (т.е. ребенок должен видеть себя в зеркале, а также взрослый должен зрительно контролировать ребенка).

Гимнастика выполняется следующим образом:

•  рассказать,    используя    игровые    приёмы,    о    предстоящих упражнениях;

•  показать выполнение данного упражнения;

•  ребенок выполняет упражнение;

•  проверть качество выполненного упражнения.

2. Если ребёнок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, то не следует давать ему новый материал, а отрабатывать старый.

3. Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношения к правой и левой стороне. Если у ребёнка язык или губы уклоняются влево или вправо, то необходимо перед зеркалом отработать эти движения.

Гимнастика для губ и языка

1. «Рыба»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык спокойно лежит за нижними зубами. Удержать под счет от 1 до 5.

Открывает рыба рот,

Да не слышно, что поет.

2. «Лягушка»

Губы растянуть в улыбке. Показать верхние зубы. Нижние зубы не должны быть видны. Удержать под счет от 1 до 5.

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам;

Улыбаются, смеются,

А глаза у них, как блюдца.

3. «Хоботок»

Зубы сомкнуть, губы вытянуть хоботком. Удержать под счет от 1 до 5.

Подражаю я слону,

Губы хоботом тяну.

4. «Заборчик»

Верхнюю губу поднять, нижнюю опустить. Показать сомкнутые зубы. Удержать под счет от 1 до 5.

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем.

А сейчас раздвинем губы,

Посчитаем наши зубы.

5. «Бублик»

Округленные губы слегка вытянуть вперед. Зубы открыть. Удержать под счет от 1 до 5.

Бублик мы изобразили –

Плавно губы округлили.

Их теперь нельзя смыкать,

Бублик надо удержать.

6. «Лопата»

Широкий язык расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Удержать под счет от 1 до 5.

Язык лопатой положи

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять,

Язык надо расслаблять.

7. «Иголочка»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Напряженный язык высунуть далеко вперед, сделать его узким.

Удержать под счет от 1 до 5.

Язык иголочкой потом.

И потянем острием.

8. «Чистим зубы»

Рот приоткрыт, видны все зубы. Языком почистить нижние зубы с внутренней стороны (движениями вправо-влево). Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

Чищу зубы, посмотри,

Не болели чтоб они.

9. «Качели»

Высунуть узкий язык. Кончиком языка тянуться попеременно то к носу, то к подбородку. Рот не закрывать. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Выполнять под счет от 1 до 5.

На качелях я качаюсь

Вверх-вниз, вверх-вниз.

И все выше поднимаюсь –

Вверх-вниз, вверх-вниз.

10. «Вкусное варенье»

Представить, что верхняя губа намазана вареньем. Рот приоткрыть, широким кончиком языка облизать губу сверху вниз (но не по кругу). Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Ох, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе.

Язычок я подниму

И варенье оближу.

11. «Ступеньки»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Язык «прыгает» на первую ступеньку – верхнюю губу (кончик языка должен быть широким), затем на верхние зубы и за верхние зубы. Нижняя челюсть неподвижна. Повторить 5 раз.

Язычок пошел гулять,

По ступенечкам шагать.

12. «Чашечка»

Рот широко открыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Нижняя губа не должна натягиваться на зубы. Удержать под счет от 1 до5.

Язык широкий положи

И под счет его держи.

Получилась пиала –

Округленная она.

В рот ее мы занесем

И края к зубам прижмем.

13. «Индюшата»

Рот приоткрыть. Нижняя губа не натягивается на зубы. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз, добавить голос. Нижняя челюсть неподвижна.

Индюшата-малышата

Ножками топочут,

Весело болбочут:

БЛ – БЛ – БЛ.

14. «Маляр»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Широким кончиком языка гладить верхнее небо вперед-назад. Нижняя челюсть неподвижна.

Красить потолок пора.

Пригласили маляра.

Кисть ведем вперед-назад,

Наш маляр работе рад.

15. «Дятел»

Рот широко открыть. Широким кончиком языка ударять по верхним зубам с внутренней стороны (английское Д). Нижняя челюсть неподвижна.

Целый день я стучу,

Червячка поймать хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно ты будешь мой!

Д-Д-Д-Д-Д.

16. «Лошадка»

Рот широко открыть. Присосать спинку языка к небу и оторвать ее (пощелкать языком). Все зубы видны. Нижняя челюсть неподвижна.

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости

17. «Грибок»

Открыть рот. Присосать язык к небу. Язык похож на гриб-волнушку: подъязычная уздечка – ножка, спинка языка – шляпка.

На лесной опушке

Вырос гриб-волнушка.

18. «Гармошка»

Рот широко открыть. Все зубы видны. Присосать язык к небу («грибок»). Смыкать и размыкать зубы, не отрывая языка от неба. Губы в улыбке.

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю.

К небу язычок прижму,

Ниже челюсть отведу.

Методические рекомендации

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Комплекс на 1 занятие включает 5-7 упражнений для губ и языка, 1 упражнение для развития речевого дыхания.
  5. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  6. Упражнения выполняются после показа взрослого. Для поддержания интереса к гимнастике используются стихи.
  7. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  8. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Комплексы артикуляционной гимнастики

  1. Общеукрепляющие упражнения: № 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
  2. Для звуков С, З, Ц: № 1, 2, 6, 7, 8.
  3. Для звуков Ш, Ж, Ч, Щ: № 1, 4, 5, 6, 9, 10, 11, 12.
  4. Для звука Л: № 2, 7, 9, 11, 13, 14, 15.
  5. Для звука Р: № 1, 6, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18.

              Следует учесть, что в каждом конкретном случае комплекс упражнений может изменяться  в соответствии   с индивидуальными особенностями  ребенка.

Упражнения для развития подвижности губ

Упражнения выполняются ежедневно перед зеркалом, каждое – по 5 раз. Необходимое положение губ удерживается под счет от 1 до 5. В один день следует выполнять 5-7 упражнений.

  1. Вытянуть сомкнутые губы вперед, вернуть в исходное положение.
  2. Растянуть губы в улыбку (зубы сомкнуты), и. п.
  3. Растянуть губы в улыбку (зубы приоткрыты), и. п.
  4. Подтянуть верхнюю губу вверх (зубы сомкнуты), и. п.
  5. Языком вытягивать верхнюю губу.
  6. Удерживать губами трубочки разного диаметра, обхват их губами.
  7. Втянуть губы внутрь рта, плотно прижимая их к зубам.
  8. Прикусывать нижнюю губу верхними зубами.
  9. Вращательные движения губами, вытянутыми хоботком.
  10. Плотно сомкнуть губы, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую.

Развитие речевого дыхания

Для всех упражнений:

Вдох через нос. Выдох через рот. Щеки не надуваются. Плечи не поднимаются. Темп выполнения – медленный. Количество повторений – не более 5.

1. «Мыльные пузыри».

2. «Сдуй листочек».

Вырезать из тонкой бумаги листочек (бабочку, лягушку, снежинку и т.д.), положить на ладонь ребенка. Прямая ладонь поднята на уровень рта (расстояние от губ 10-15 см.). Плавно выдыхая через «хоботок», сдуть листок с ладони.

3.  «Забей гол в ворота».

На столе построить «ворота» из кубиков.

Скатать ватный шарик. Длительной, плавной струей выдыхаемого воздуха загнать шарик в ворота.

 

свернуть

Совершенствование навыка чтения

Рекомендации родителям по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста

 

Уважаемые родители, известный педагог В. А. Сухомлинский писал:

« Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя».

Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ваш ребенок полюбил книгу.

Сегодня мы хотим порекомендовать вам упражнение для развития техники чтения у ребенка, задания формирующие интерес к чтению.

  1. Столбик слов. Поочередно читать слова в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
  2. Читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп.
  3. За 1 минуту найти в тексте слова на какую – то определенную букву.
  4. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне или нет?
  5. Найти нужную строчку в тексте. Упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице.
  6. Чтение за взрослым. Упражнение вырабатывает скорость произношения слов.
  7. Самозамеры: 3- 4 минуты «жужжащего» чтения. Затем подсчет результата.
  8. Многократность чтения. Первый раз читает взрослый, второй раз читает ребенок в течение 1 минуты, отмечаем до какого места прочел, третий раз читаем и отмечаем, сколько слов снова прочел. Увеличение темпа чтения, вызывает положительные эмоции, хочется читать снова. Но один и тот, же текст не следует читать более трех раз.
  9. Взрослый читает текст, и заканчивает на самом интересном месте и предлагает ребенку закончить чтение.
  10. Взрослый ставит проблемный вопрос и предлагает ребенку найти на него ответ в тексте.
  11. Чтение по ролям.
  12. Завести дневник читателя.
  13. Чтение родителями детям книг, статей из журналов, газет, энциклопедий по 20 – 30 минут каждый день (найти столько времени всегда можно)
  14. Дети читают родителям вслух то, что сами хотят.
  15. Дети высказывают свое мнение о героях, рассказывают, как бы они поступили сами.
  16. Детям нравиться чтение, которое называется «Кто играет в прятки?» Среди случайного набора букв, вдруг появляются слова. Дети находят и узнают, что с ними играют в прятки: звери, птицы, насекомые, рыбы, растения и т. д.
  17. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи Псалтырь на сон грядущий!»

Если школьник не любит читать, то нужен режим щадящего чтения.

Это такой режим, когда ребенок прочитывает 1-2 страницы и после этого получает кратковременный отдых.

Если таким образом читать ежедневно, то за 2 недели барьер будет пройден.

Психологи утверждают, что на успеваемость ученика влияют 200 факторов.

Естественно, что все учесть невозможно.

Но даже если из 200 отобрать только 40 и исследовать их воздействие на ученика, то окажется, что фактором номер один является все-таки умение бегло читать.

Так что чтение действительно – самое главное учение.

свернуть

Дислексия и дисграфия

Можно ли эффективно помочь детям

с дислексией и дисграфией?

 

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?.. Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного логопеда.

Почему не каждому дается грамота?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляются с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.

Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ дети младших классов школы с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак).

Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно.

Чтобы понять механизм развития дислексии, начну издалека. Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля… Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

А учить надо, потому что искажение одного-двух звуков меняет смысл слова. Сравните, к примеру, слова “дочка–точка”, “уголь–угол”, “палка–балка”, “чашка–Сашка”. Замена глухого звука звонким, твердого – мягким, шипящего – свистящим придает слову новое содержание.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Не случайно поэтому психоневрологи и логопеды при знакомстве со слабоуспевающим школьником внимательно изучают содержание его тетрадей, почерк, особенности его речи. Нередко низкая успеваемость ребенка объясняется не состоянием его интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма, о которых я рассказываю. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг).

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Кто способен научить ребенка читать и писать?
Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста –квалифицированного логопеда.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.

 

свернуть

Развитие связной речи

Связную речь в норме характеризуют следующие особенности: развернутость, произвольность, логичность, непрерывность и программированность.
Школьников с недоразвитием связного высказывания отличают: недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями, узкое восприятие действительности, нехватка речевых средств, трудности планирования монолога.
Обучать ребенка рассказыванию рекомендуется по следующей схеме:

  • Составление рассказов по наблюдаемым действиям.
  • Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам.
  • Составление рассказов по прослушанному тексту и картине.
  • Составление рассказов по одной сюжетной картине
  • Составление рассказов по памяти
  • Составление рассказов по символам.
  • Составление рассказов по схемам.
  • Составление рассказов по натуральным предметам.
  • Составление рассказов по предметным картинкам.
  • Составление рассказов по заданным словам.

Ребёнок научится не только пересказывать готовые образцы связных высказываний, но и самостоятельно составлять разнообразные рассказы повествовательного, описательного, объяснительного и творческого характера. Если развитие вашего ребёнка не нарушено, эти упражнения усилят его творческие и речевые возможности, повысят умственный возраст, позволят
пробудить скрытый потенциал, резервы, способности, нестандартность, заложенные в любом ребёнке!
Чтобы дополнительно заинтересовать ребёнка занятиями, запишите его рассказы на магнитофон, видеомагнитофон, в специальный, красиво оформленный альбом. Так вы добьётесь большей активности и старательности от малыша, а после составления рассказов сможете оценить и обсудить с ребёнком их положительные и отрицательные стороны.
Не забудьте поощрять малыша улыбкой и восторженной похвалой за любую, даже незначительную удачу.
Составление рассказов по наблюдаемым действиям
Подробно, связно, последовательно рассказать о событиях, составив рассказы со следующими названиями:

  • Мы покупаем щенка
  • Прогулка в парк
  • Мы в зоопарке
  • Поход в театр

Внимательно посмотреть, как взрослый с помощью различных игрушек (можно фигурок от киндер-сюрпризов) разыграет перед тобой маленькие сказки.
Понаблюдать за действиями взрослого, прослушать несколько сказочных историй. Затем самостоятельно выбрать игрушки, показать и рассказать похожие сказки.
ДРАЧУНЫ
В лесу волк и лиса нашли кусок мяса и стали из-за него драться. Пока они дрались, прилетела ворона и унесла мясо.
Нельзя драться, дракой делу не поможешь! Все вопросы можно решить по-доброму, по-хорошему
Составление рассказов по нескольким сюжетным картинам
ЗАПОЗДАЛАЯ ФОТОГРАФИЯ
Внимательно рассмотреть все картинки. Подробно, связно, последовательно рассказать о действиях героев картин. Не просто перечислять события, а обязательно объяснять, почему герои поступили именно так.
Составление рассказов по прослушанному тексту и картине
Прослушать тексты. Глядя на картины, подробно ответить на поставленные вопросы.
Полно, выразительно, связно пересказать каждую историю.
ДВЕ УЛИТКИ
Как-то летом две улитки отдыхали на листике клёна. Вдруг под деревом они увидели оленя. Он поедал молодые листья и в любой момент мог дотянуться до листика с улитками. От испуга обе улитки залезли в свои домики и затаились. Когда после нескольких минут они посмотрели вниз, оленя под клёном не было. «Испугался!» — сказала одна улитка. А вторая добавила: «Ясное дело, нас-то двое, а он один!»
Где сидели улитки?
Почему они испугались оленя?
Как они спрятались от оленя?
Могли ли улитки быстро покинуть дерево? Почему?
Куда исчез олень?
Почему улитки не видели, как олень ушёл?
Что сказала одна улитка?
Что ответила вторая?
Олень на самом деле испугался улиток?
Что смешного в этом рассказе?
Составление рассказов по одной сюжетной картине
Проанализировать содержание картины. Ответить на вопросы полными предложениями. Составить связные, подробные, полные рассказы по картинам.
СЮРПРИЗ
Откуда идут мальчики?
Что у них за плечами?
Что один мальчик кладёт другому в рюкзачок?
Какая погода на улице?
Что случится с мороженым в тёплом месте?
Что такое «сюрприз»?
Приятный ли сюрприз сделал мальчик своему знакомому?
Составление рассказов по памяти
Вспомнить мультфильмы, которые ты смотрел. Рассказать понравившийся мультфильм целиком или отдельный эпизод из него. Не только называть действия героев, но и давать оценки поступкам, объяснять их причины и последствия.
Составление рассказов по символам
Пересказать историю, используя имеющиеся опорные картинки.
Прослушав рассказ, нарисовать свои собственные картинки-символы. По ним повторить рассказы целиком.
ДАША-ДОКТОР
Мама подарила Даше игру «Доктор Айболит». Там были градусник, бинты, трубка, игрушечный шприц для уколов. Теперь каждый день Даша в больницу играет. В этой больнице она доктор, а её куклы — больные. Даша кладёт их на диван, ставит им градусник, делает уколы и даёт лекарство. Хотела Даша также полечить своего дедушку, но дедушка почему-то пошёл к настоящему доктору.
Составление рассказов по схемам
Вместе с мамой рассмотреть б—8 предметов её одежды. Посмотри на схему описания и постарайся рассказать как можно лучше!
Составление рассказов по натуральным предметам
Представить, что ночью, когда в доме все спят, игрушки оживают, начинают двигаться и разговаривать.
Придумать и пересказать их разговор, если:

  • игрушки жалуются друг другу на своего хозяина
  • игрушки обсуждают своё путешествие по квартире
  • игрушки хотят вернуться в магазин
  • игрушки очень довольны своим хозяином

Составление рассказов по предметным картинкам
Посмотреть на картинки, представить изображённых животных и послушать о них забавную небылицу. Придумать свою небылицу об этих же животных. Попросить взрослого записать твоё произведение
Составление рассказов по заданным словам
Объяснить, что положительного и что отрицательного в названных явлениях:

  • Рубка леса
  • Снегопад
  • Путешествие
  • Просмотр телевизионных передач
  • Солнечный загар
  • Долгий сон
  • Ремонт в квартире

Придумать и рассказать истории по предложенным названиям:

  • Как Дениска испугался своего отражения
  • Как Лена первый раз пришла в детский сад
  • Как Миша капризничал в магазине игрушек
  • Как Серёжа спас котёнка
  • Как Наташа помогла соседке
  • Как Максим и его пёс Бимка нашли пропажу
свернуть

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ

Развитие мелкой моторики пальцев рук оказывает влияние на:

 развитие речи

 развитие внимания и памяти

 развитие мышления

 развитие координации движения

 овладение ребенком навыком письма

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук

 Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

 Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие школьников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук.

 Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем.

 Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
 Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
 Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков,
совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
 Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
 Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
 Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
 Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян
тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
 Плетение косичек из ниток, венков из цветов.
 Все виды ручного творчества: для девочек – вязание, вышивание и т. д., для мальчиков –
чеканка, выжигание, художественное выпиливание и т. д. Научите своих детей всему,
что умеете сами!
 Переборка круп, насыпать в небольшое блюдце, например,
гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие
осязания, мелких движений пальчиков рук.
 Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.

свернуть

Готов ли ребёнок к школе

Рекомендации учителя-дефектолога родителям будущих первоклассников по развитию правильных речевых навыков!
Часто на пороге школы вы, уважаемые родители, задаёте вопрос: готов ли мой ребёнок к обучению в школе? Важный показатель готовности к школе – развитие речи.
Так какими же речевыми умениями и навыками должен владеть будущий первоклассник?
Родителям важно знать, что нарушения и недостатки устной речи затруднять процесс обучения чтению и письму у ребенка. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. В школе, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух, недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым становится правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по русскому языку и чтению) отмечается большой процент детей с нарушением произношения.
Основная задача родителей - вовремя обратить внимание на речь своего ребенка, чтобы предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Обратите внимание на развитие речи ребенка:
1.Состояние звукопроизношения. Для начала прислушайтесь к речи ребёнка. Правильно ли он произносит все звуки, не путает ли их в речи. Ребенок к шести годам должен произносить все звуки. Если нет какого-либо звука или даже звуков, нужно срочно исправлять. Неправильная артикуляции звуков со временем закрепляется и преодолеть речевые трудности в школе сложнее, исправление требует больших затрат времени, является серьезной дополнительной нагрузкой для детей.
2. Состояние фонематических слуха. К 6-7 годам должен быть хорошо развит фонематический слух. Фонематический слух – это особый слух на звуки, который помогает понимать звучащую речь, отличать один звук от другого, может выделить первый и последний звук в слове; определить, где находится заданный звук, умеет различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др., придумывать слова на заданный звук, сливать звуки в слово (с-л-о-н --- слон). Четкое различение на слух всех звуков речи является одной из необходимых предпосылок овладения грамотой. Если ребёнок плохо ориентируется в звуковой стороне слова, можно предложить ему поиграть в игры с картинками: « «Я знаю 2, 3 , 4,5 слов со звуком к», «Составь слова из звуков к, о,т», «Назови звуки по порядку». Необходимо учить различать сходные по звучанию слова, например, зуб-суп, рак-лак. Если вы научите детей различать звуки, они не будут испытывать затруднения на уроках письма и чтения.
3.Словарь и грамматический строй речи.
К 6- 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов). Необходимо, чтобы ребенок знал не только общие знания о себе, о родных, но и более трудные на сегодняшний день понятия: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи.
Следует систематически расширять тот запас слов, которым уже владеет ребенок. Что делать? Рассматривая картинку, читая книжку, слушая сказку, обращайте внимание на редко встречающиеся, новые слова. Сочиняйте стихи, рифмы. Читая знакомые стихи, просите подсказать пропущенное слово. Игра в слова: «назови все свои игрушки», «придумай слова, которые обозначают транспорт», «назови цвета», «какими словами можно описать лето, осень, зиму, весну», «вспомни слова с противоположным значением» Попросите пересказать сюжет просмотренного мультфильма.
Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), нет ли ошибок в построении предложений, в употреблении слов в предложении. Если ребёнок имеет недостаточно богатый словарь, поиграйте с ним в игры: «4-ый лишний» с обязательным называнием предметов и объяснением своих действий с ними, «Угадай по описанию» (взрослый описывает предмет, не называя его, ребёнок его угадывает), «Загадай предмет»(ребёнок описывает предмет, взрослый угадывает), «Один-много»(кот-коты, окно- окна и т.п.).
4.Состояние связной речи. Должны уметь строить связные высказывания, четко и точно формулировать основную мысль высказывания. Дети должны владеть навыком полного и краткого пересказа, составления описательного рассказа, рассказа по картине, по серии картин, из личного опыта. В речи использовать принятые нормы вежливого речевого обращения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Предложите ребенку придумать другое окончание сказки, придумать свою сказку, а можно с детьми и помечтать, составив свой рассказ «А если бы у меня был свой ковер-самолет»». Когда пересказывает содержание мультфильма, обратите внимание на то, чтобы ребенок называл имена героев. Воспитывайте культуру речи. Учите ребенка выступать перед публикой. Заучивайте стихотворения.
5. Развитие коммуникативной функции речи предполагает умение ребенка общаться со взрослыми и сверстниками, умение слушать, запоминать, выполнять инструкции, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
6. Развитие мелкой моторики руки. Дети 6-7 лет, приходящие в школу, к сожалению, имеют крайне низкий уровень развития моторных навыков, что очень ярко проявляется в неумении начертить прямую линию, написать печатную букву по образцу, (так называемая «дрожащая линия»), вырезать из бумаги и аккуратно клеить, рисовать. Также не сформирована координация и точность движений, многие дети не владеют своим телом. Только при хорошем развитии кисти рук ребенок будет писать красиво и легко. Обратите внимание, как ребенок владеет карандашом, ручкой, ножницами, как успешно выполняет графические задания, вырезает геометрические фигуры. Обратите внимание умеет ли ваш ребенок рисовать солнышко, дерево, травку, машинку, домик.
Вы должны помочь ему овладеть «ручной умелостью». Для этого совершенно необязательно писать. Пусть рисует, раскрашивает, выкладывает мелкую мозаику, помогает маме перебирать крупу, вышивает, вяжет, срисовывает геометрические фигуры, вырезает по контуру – это и есть подготовка руки к письму. А уже незадолго до учёбы попробуйте поиграть в школу. «Будем писать диктант, - говорит мама, - только вместо букв я буду диктовать тебе, как нарисовать специальный узор. Проведи линию по двум клеточкам вправо, затем две клеточки вниз, потом две клеточки влево, две клеточки вверх» и т.д. Это полезно не только для руки, но и для умения точно выполнить задание взрослого.
Конечно, рисуя, раскрашивая, перебирая мелкие предметы, ребёнок не научится писать. Но разовьётся его рука: она станет умелой, легко справляющейся с карандашом, фломастером, иголкой, разовьётся зрительный контроль за движениями руки.
Внимание!
• Ребенок 5-6 лет не может работать долго: 10-15 минут - вот предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Потому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут.
 Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее.
 При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
 При выполнении графических задании важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Очень важна личностная готовность ребёнка к обучению. Она выражается в желании учиться, в интересе к школе. Родители должны поддерживать это желание учиться, интерес к школе. Ни в коем случае нельзя пугать детей школой и учителем. Обычно так бывает, если ребёнок непослушен, не хочет заниматься.
Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер.
Развитие устной речи – основное условие успешного овладения письмом и чтением. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
Определить степень речевого развития Вам помогут в поликлинике по месту жительства. В медицинской карте будущего первоклассника должна быть запись о состоянии речи ребенка и ее нарушениях, если таковые имеются.
В том случае, если по каким-либо причинам у вашего ребенка к началу школьного обучения сохранятся или обнаружатся трудности с речью, вам будет предложена логопедическая помощь в школе. В нашей школе созданы благоприятные условия для развития речи учащихся: систематически проводятся групповые и индивидуальные занятия. Работа направлена на коррекцию звукопроизношения, совершенствование фонематического слуха, активизацию и расширение активного словаря, развитие связной речи, предупреждение и исправления нарушений письменной речи, развитие познавательных процессов.
Успехов на пути к школьной жизни!

свернуть

Родителям о развитии речи ребёнка

Необходимо обратить особое внимание на:

 

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового  анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

 Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод...

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный - весёлый, молодой - старый, высоко - низко, бежать - стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова - действия, слова - признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право - лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

 И ещё кое-что….

   Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

   Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

   Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

   Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

   Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

 Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка.  Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты,  непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка,  указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны,  не смейтесь над малышом, самое лучшее - тактично поправить.

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Ребёнок читает медленнее всех. Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении.

Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух.

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

 

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения 

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного  и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости  останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а  могут разглядеть всего несколько слов.

- Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного  предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше  значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится  вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать —  взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.

   Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений,  более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.
  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.
  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.
  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.
  • Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память(упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды,  шарады.
  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте
  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.
  • Используйте приём параллельного чтения. Читайте  то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.
  • Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения.  У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.
  • Хвалите ребёнка за каждый успех,  он должен чувствовать, что у него получаетсяКак можно меньше критикуйте.

 Успехов вам!

свернуть

Этот коварный ЗВУК (Р)

«Этот коварный ЗВУК (Р)»

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, Вы любите своего ребёнка? Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?

Учите своего ребенка говорить правильно!

Правильное, чистое произношение и развитая речь – заслуга прежде всего семейного воспитания. И соответственно, напротив, недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной дефектов произношения, невыговаривания или искажения звуков. Все родители, конечно, хотят, чтобы их дети говорили чисто и красиво. Но у некоторых это выходит естественно, а у других… Как мамы не бьются над этой проблемой, ну не идет дело дальше «во-о-ны» или «ыба», хоть плачь!  

Да-да вы правильно поняли, именно о самом сложном и коварном звуке мы поговорим сегодня на консультации. Речь у нас сегодня пойдет о звуке рррррр.

 

Описание правильной артикуляции:

• Губы находятся в положении следующего гласного.

• Зубы сближены.

• Кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует.

• Посередине языка идёт воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесённой ко рту.

• Воздушная струя идёт через рот.

• Голосовые связки сомкнуты и вибрируют.

Вот такой он этот не простой звук. Вообще, в подобных случаях нужно обращаться к специалисту. Самодеятельность только ухудшает ситуацию и может навредить ребёнку. Время обращения за консультацией к логопеду очень индивидуально.

У подавляющего большинства детей процесс овладения звуками заканчивается к 5 годам. На этот возраст и нужно ориентироваться. И, конечно, если в 5 лет ребёнок не выговаривает один-два звука, ему необходима квалифицированная помощь. Следовательно, к периоду обучения в школе у ребенка должны быть все звуки.

Часто родители обращают внимание на погрешности речи своего ребёнка непосредственно перед его поступлением в школу, тем самым создавая дополнительные проблемы и ему и себе.

Достаточно типична и такая ситуация: родители замечают, что их ребёнок не выговаривает те или иные звуки и стараются самостоятельно устранить эти недостатки, часто нанося дополнительный ущерб. От чего здесь в первую очередь надо предостеречь родителей? Поскольку родители не владеют техникой постановки звука, единственно, что они могут предложить – подражание: «Послушай и повтори за мной...». Стараясь угодить маме, ребёнок пробует сказать, как она. Но, не зная, как правильно это сделать, он может добиться искажённого звучания. Отсюда возникают межзубные и боковые варианты произношения звуков, горловое (Р) и другие дефекты, которые исправлять затем будет значительно сложнее.              

Вообще, причин нарушения произношения звука Р может быть несколько, во первых, это короткая подъязычная связка (как проверить? Конечно же можно сразу обратиться к логопеду или к стоматологу).

Если вы вдруг обнаружили укороченную связку у ребенка, то вероятно он и другие звуки говорит не правильно (ш,ж,ч, Л) Можно подрезать связку у хирурга в стоматологии, можно попробовать ее растянуть. Моё лично мнение, короткую-подрезаем, укороченную растягиваем и не травмируем ребенка операцией с наложением швов.

Следующая проблема - ребенок говорит звук ррр, но говорит его искаженно. Это может быть замена на украинскую гх, но чаще всего это горловой звук ррр. Горловое произношение звука р встречается часто у детей и взрослых. В редких случаях оно устраняется без специальной помощи, и если его не исправить, может остаться на всю жизнь.

Отличие горлового р от правильного состоит в том, что вибрация образуется колебаниями не кончика языка, а мягкого неба (маленького язычка). Такое произношение звука р считается правильным во французском, немецком и некоторых других языках.

Отличить горловое произношение от правильного нетрудно: для этого можно предложить ребенку широко открыть рот и длительно произносить р. При этом сказать правильный р невозможно, а горловой произносится свободно. Если у ребенка язык неповоротливый, напряженный, если в речи нет правильных звуков ш и ж, следует прибегнуть к артикуляционной гимнастике, посредством которой будут выработаны нужные положения и движения языка.

Наш язык- это мышца, которую необходимо тренировать, если мы не будем тренировать наш речевой аппарат-красивой речи мы не добьемся. Упражнения есть разные, одни готовят к произношению свистящих звуков, другие предназначены для шипящих, и наконец, упражнения для звука Р.

Чтобы научится говорить Р красиво и четко, нужно, чтобы мышцы языка, губ и щек были сильными, подвижными и точно выполняли движения, в этом помогает артикуляционная гимнастика.                  

Давайте попробуем её выполнить.

Артикуляционные упражнения для растягивания уздечки языка: 

«Маляр»

Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться.       

«Лошадка»

Улыбнуться, открыть рот. Пощёлкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следить, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

«Грибок»

Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребёнку не удаётся присосать язык, то можно пощёлкать языком, как в упражнении «Лошадка». В пощёлкивании тренируется нужное движение языка.

«Гармошка»

Положение языка как в упражнении «Грибок», губы в улыбке. Не отрывая язык, открывать и закрывать рот.

«Барабан»

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук ДД-Д. Язык при произнесении этого звука.

Если речевой аппарат ребенка будет достаточно развит и натренирован, то учителю-логопеду не составит большого труда и времени поставить звук, сложнее обстоит дело, когда ребенок приходит не готовым именно со стороны речевого аппарата.

Работа над звукопроизношением сложна и требует определённо последовательности. Время постановки звука зависит от индивидуальных особенностей ребёнка и может длиться по-разному: от месяца до года, а в некоторых случаях и более.

Устранить такие нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребёнку поможет логопед. И все-таки основную нагрузку в обучении ребёнка правильной речи должны взять на себя родители. В любом случае родителям необходимо запастись терпением, не ждать быстрых результатов и обязательно довести курс коррекции произношения у ребёнка до конца. То есть, если звук появился и ребенок начал с удовольствием рычать, останавливаться на достигнутом нельзя, нужно включать этот звук в слоги, слова, автоматизировать его правильное произношение всегда, во всем и везде.

свернуть

Рекомендации родителям по оказанию помощи в выполнении домашних заданий детям с трудностями в обучении

Продолжительность работы

ребенка по приготовлению домашних заданий

должна быть следующей:

— до одного часа — в первом классе;

— до 1,5 часов — во втором;

— до 2 часов — в третьем и четвертом классе.

Именно такие нормативы устанавливаются Министер­ством образования.

Следует заметить, что утомление у ребенка наступает гораздо быстрее, если он работает при шуме. Для успешного выполнения домашних заданий необхо­дим четкий ритм занятий и создание необходимых условий.  Например, после 25 минут заня­тий второкласснику следует сделать перерыв на 5—10 минут, во время которого целесообразно выполнить несколь­ко физических упражнений.

 

Рекомендации по подготовке домашних заданий

А теперь конкретно рассмотрим, что следует и чего не следует делать родителям при оказании помощи детям в приготовлении уроков, как приучить ребенка к выполне­нию домашних заданий.

-         Приготовление домашнего задания не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Нужно помнить, что ребёнок очень раним и требует бережного, внимательного и доброго отношения.

-         Пожалуйста, проверьте, правильно ли организовано ра­бочее место ребенка. Оно должно быть достаточно освещено. Рабочий стол ставится поближе к окну, чтобы свет падал слева. В вечерние часы включается находящаяся слева на столе лампа. Во время чтения книгу полезно поместить на подставку с наклоном в 45 градусов. Во время приготовления уроков на столе не должно быть никаких лишних предметов.

-         Всё должно находиться на своих местах. Это и учебники, и тетради, и ручки и т.п. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами — календарь и расписание уроков. Известный специалист по научной организации труда (НОТ). К. Гастев утверждал, что если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

-         Не рекомендуется пользоваться тяжелыми ручками, так как увеличение ее веса даже на I г усиливает утомление.

-         Выполнение домашних заданий быстро утомляет, когда работаешь за столом, который не соответствует росту. Принимая позу «согнувшись над столом», мы тем самым затрудняем кровообращение и дыхание, что отрицательно влияет на работу сердца и мозга. Расстояние от глаз до поверхности стола — 35 см, между грудью и столом расстояние должно быть равно ширине ладони. Надо следить, чтобы ноги опирались всей ступней, а пол или подножку стола. Не рекомендуется заменять стул табуреткой, так как сидение без опоры на спину быстро утомляет.

-         При умственной работе кровообращение в мозгу ускоряется в 8—9 раз. Соответственно возрастает и потребность в насыщении крови кислородом. Поэтому не забудьте за 10 минут до начала занятий проветрить комнату. Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через один час или полтора часа после возвращения ребенка из школы, чтобы он успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не пере возбудился от домашних развле­чений и игр с товарищами. Лучше всего начинать занятия в 16 часов. Если ребенок занят какими-либо другими важными делами (например, посещает кружок или спит после обеда, что для младшего школьника очень полезно), то, конечно, можно садиться за уроки и попозже. Но в любом случае нельзя откладывать это на вечер. Детям, занимающимся во вторую смену, лучше всего делать домашние задания утром.

-         Успешное продвижение возможно лишь в том случае, если трудность и сложность заданий не увеличиваются, а уменьшаются.

-         Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче – он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы, а успех возможен.

-         Не торопите, успокаивайте, поддерживайте ребёнка и не забывайте хвалить его за каждое успешно выполненное задание.

-         Самый эффективный путь помощи детям с трудностями обучения – внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины и умение найти особый подход к таким детям.

Памятка для родителей

НЕЛЬЗЯ:

• будить ребенка в последний момент перед уходом в школу, объясняя это себе и другим большой любовью к нему;

•  кормить ребенка перед школой и после нее сухой пищей: бу­тербродами, объясняя это себе и другим, что ребенку такая еда нравится;

• требовать от ребенка только отличных и хороших результатов в школе, если он к ним не готов;

• сразу после школьных уроков выполнять домашние задания;

• лишать детей игр на свежем воздухе из-за плохих отметок в школе;

• заставлять ребенка спать днем после уроков и лишать его этого права;

• кричать на ребенка вообще и во время выполнения домашних заданий в частности;

• заставлять многократно переписывать в тетрадь из черновика;

• не делать оздоровительных пауз во время выполнения домаш­них заданий;

• ждать папу и маму, чтобы начать выполнять уроки;

• сидеть у телевизора и за компьютером более 40-45 минут в день;

• смотреть перед сном страшные фильмы и играть в шумные иг­ры;

• ругать ребенка перед сном;

• не проявлять двигательную активность в свободное от уроков время;

•  разговаривать с ребенком о его школьных проблемах зло и на­зидательно;

• не прощать ошибки и неудачи ребенка.

Рекомендации по подготовке домашних заданий

«Как готовить домашнее задание по русскому язы­ку»

1. Работу начинай с работы над ошибками.  Повтори правила, которые забыл.

2. Выучи или повтори заданное правило. Придумай свои примеры на это правило.

3. Прочитай задания упражнения.

4. Прочитай все упражнение устно, выполни задания к нему.

5. Выполни упражнение письменно.

6. Проверь всю работу.

  «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихо­творение»

1.  Приготовление уроков начинай с работы над стихо­творением,

2.  Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.

3.  Прочитай стихотворение выразительно, постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4.  Прочитай стихотворение еще 2—3 раза. Постарайся его запомнить.

5.  Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6.  После окончания домашней работы еще 2—3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7.  Перед сном еще раз повтори стихотворение.

8.  Утром следующего дня еще раз прочитай стихотворе­ние, а потом расскажи его наизусть.

  «Как решать задачи»

1.  Прочитай задачу и представь себе то, о чем говорится в задаче.

2.  Запиши задачу кратко или выполни чертеж.

3.  Поясни, что показывает каждое число, повтори вопрос задачи.

4.   Подумай, можно ли сразу ответить на вопрос задачи, если нет, то почему. Что нужно узнать сначала, что потом.

5. Составь план решения.

6. Выполни решение.

7.  Проверь решение и ответ на вопрос задачи.

«Как нужно готовить задание по устным предметам»

1.  Вспомни, не открывая учебник, о чем узнал на про­шлом уроке: — о чем рассказывал учитель.

— какие ставили опыты;

— какие рассматривали таблицы, картины, карты.

2. Прочитай в учебнике вопросы к уроку, ответь на них.

3. Прочитай текст учебника.

4. Подготовься отвечать по теме урока:

— продумай план ответа;

— расскажи заданное по этому плану;

— старайся не просто рассказать, но и доказывать свои знания примерами из наблюдений, опытов, из своей жизни, из просмотренных передач, прочитанных книг;

— сделай выводы;

— открой учебник, с помощью рисунков, текста и выво­дов учебника проверь, как ты усвоил материал.

свернуть

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. И нельзя однозначно ответить на вопрос о том, когда и каким образом малыш овладевает умением говорить правильно и чётко произносить звуки, связывать между собой слова, изменяя их в роде, числе, падеже, строить разной сложности предложения, связно излагать свои мысли Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс. Её появление и дальнейшее развитие зависят от многих факторов.

     Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, артикуляционный аппарат ребёнка достигнут определённого уровня  развития. Но, имея достаточно развитый речевой аппарат, сформированный мозг, хороший физический слух, ребёнок без речевого окружения никогда не заговорит. Для этого нужна речевая среда. Но и этого недостаточно. Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения со сверстниками, близкими.

     В общении с окружающими на первоначальных этапах речевого развития подражает звукам и словам, которые произносят взрослые, то есть подгоняет своё умение к их произношению. Постепенно он обогащает свой словарь, у него формируется правильное произношение звуков, он начинает говорить так же,  как и взрослые. В овладении важна языковая способность ребёнка. И в процессе овладения речью у ребёнка вырабатывается определённое чувство языка. Он усваивает определённые законы и правила грамматики

ПЕРВЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

     1 год жизни является подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислушивается к звукам речи, отыскивает и сосредотачивает своё внимание на источнике звука, на лице говорящего, развивается понимание речи). В процессе гуления развивается артикуляционный аппарат. Общение ребёнка и взрослого на эмоциональной основе.

     Первые слова в 8-9 месяцев, у некоторых в 1 год – 1год 2 месяца, запас слов – от 2-3 до 15-20. Слова упрощённые – мама, папа, ляля. До 1,5 лет фразовая речь отсутствует.

ВТОРОЙ ГОД ЖИЗНИ.

       Произносительная сторона речи несовершенна: неправильное произношение большинства звуков, смягчение отдельных согласных («дяй», «сяпка»), нечёткое произношение слов с пропуском согласных («мокко», «кука»), у некоторых – слабый, тихий голос, невнятное произношение слов, простых в произношении (ма, па). Хотя речь становится средством общения, далека от совершенства: бедность словарного запаса (от 100 до 300 слов), в основном – существительные, прилагательные, обозначающие размер (большой, маленький). Многое зависит от взрослых. Они употребляют облегчённые слова («бай-бай», «му-му»), называет лишь предметы, с которыми ребёнок постоянно действует. Отсутствуют правильные грамматические связи, фразы построены неправильно, но дети усваивают согласование существительных с глаголами, изменение существительных по падежам (увидел маму, с мамой).

ТРЕТИЙ ГОД ЖИЗНИ.

         Потребность в общении возрастает. Возрастает и понимание речи. Словарный запас увеличивается в 3-4 раза до 800-1000 слов. Начинают широко пользоваться местоимениями и предлогами. Неправильное произношение: сокращения («сипед», «атобиль»), перестановки в слове слогов, звуков, пропуски («певрый», «босой»- большой).

       Звукопроизношение – смягчение свистящих и шипящих согласных, искажения, пропуски («абака», «фобака», «фапка», «сапка»). «Л», «Р» тоже пропускаются или искажаются («ука», «лямпа»). Хотя некоторые дети могут усвоить все звуки родного языка, кроме «Р» и шипящих. Используются простые распространённые предложения. Одновременно с речью развиваются мышление, память, воображение. Нередко в процессе игры сопровождают действия словами. Способен воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. Даже может отгадывать загадки, если в них есть знакомые звукоподражательные слова («ква-ква» - кто это?).

ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ.

       Новые достижения: начинает высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, устанавливать зависимость между ними, свободно вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними. Инициатива исходит от ребенка. Он задаёт вопросы. Словарный запас – 1500-2000 слов. Наращивается качественный состав, также наречия, местоимения, предлоги; появляются числительные, притяжательные местоимения (мой, папин). Грамматический строй речи – на вопросы отвечает более развёрнутыми фразами из 4 и более слов. Преобладают простые распространённые предложения, но появляются и сложные. Речь становится более связной и последовательной. Звукопроизношение. Исчезает смягчение согласных. Многие звуки произносятся более четко. Исчезает замена шипящих и свистящих, звуков т, д. Шипящие у некоторых ещё не достаточно четкие, чистые, не у всех детей – звуки л, р.

       С помощью взрослого может передать содержание хорошо знакомой сказки, выучить наизусть небольшое стихотворение

ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ

       Отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Устойчивость внимания и речи возрастает, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Актив словарь до 2500-3000 слов. Употребление предложений более сложной структуры. Овладевают монологической речью. Звукопроизношение у многих сформировано,  у некоторых ещё нет шипящих и р. Речь в целом чище, отчетливей.

     Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, пытаются установить сходства, звучание слов, но, фиксируя неправильность произношения сверстников, могут не замечать нарушения звучания собственной речи, т.к. недостаточно развит самоконтроль. Ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук, конечно, если у него достаточно развито фонематическое восприятие. Подражая взрослым, дети могут точно использовать средства выразительной речи: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, выдерживать паузы, следить за громкостью речи.

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ.

       На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка. Произношение уже сформировано. Ребёнок пользуется развёрнутой фразой, выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи, временные отношения. При описании предметов и явлений он делает попытки передавать своё эмоциональное отношение.

Словарь расширяется за счёт названий отдельных частей предметов, глаголов, образованных приставочным и суффиксальным способом. Словарь увеличивается на 1000- 1200 слов. К концу года тонко дифференцирует собирательные существительные, некоторые могут подобрать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным.

       Грамматический строй речи совершенствуется, но такие ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование Р. п. мн. числа существительных (яблоков, сапогов и др.); изменение несклоняемых существительных ( на пианине, пальтов). Это, конечно, в большей степени зависит от окружения, чаще обращать внимание на речь ребёнка.

       Развивается связная речь детей. Без помощи взрослого пересказывает, описывает события, в котором он участвовал, способен самостоятельно раскрыть содержание картины, если изображены знакомые предметы. Способны воспроизводить стихи с соблюдением интонационных средств (вопросительной, повествовательной), передавать свои чувства и эмоции.

В звукопроизношении могут быть неправильно сформированы звук «Р» (горловой, одноударный), межзубные «С», «З», «Ц», боковые «Ш», «Ж». И у некоторых незакончено дифференциация звуков («шушка» вместо «сушка»). Ребёнок имеет достаточно сформированный фонематический слух, хорошо различает звуки, может выделять звук из слова, подобрать слова с определённым звуком. Выполнять более сложные задания: определить позицию звука, разделить слова на слоги.

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ.

       В количественном и качественном отношении словарь ребёнка достигает такого уровня, что он свободно сможет поддержать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (автомашина легковая и грузовая, обувь зимняя, летняя и т.п.) Он все шире пользуется словами, указывающими на профессиональную принадлежность, отмечая при этом действия и операции, которые совершают взрослые в процессе труда. Начинают употреблять сложные слова (длинноногий), у детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Используют слова с переносным значением, быстро подбирает синонимы, антонимы. Большое влияние на речь ребенка оказывает уровень речевой культуры взрослых.

Речь детей становится более точной в структурном отношении, достаточно развернутой логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечается четкость изложения, завершенность высказываний. Может сам придумать сказку, рассказ, рассказать о своих впечатлениях.

       Совместные  игры требуют объяснение правил. Ребенок начинает пользоваться объяснительной речью, которая требует точности изложения.

Произносительная сторона речи достигает высокого уровня: правильно произносит все звуки языка, четко и внятно произносит фразы, в зависимости от ситуации говорит громко и тихо, пользуется интонационными средствами выразительности.

       Имеет достаточно развитое фонематическое восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа.

       Конечно, речь не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в сложности грамматической системы русского языка.

У некоторых детей могут быть недостатки в звуковом оформлении слов: неправильное произношение звуков  в словах сложной слоговой структуры, неточное употребление ударения (звОнит  вместо звонИт).

       ИТАК, к моменту поступления ребёнка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, чётко и ясно их произносит, имеет определённый словарный запас, в основном грамматически правильную речь, строит различные по конструкции предложения, согласовывает слова в роде, числе, падеже; свободно пользуется монологической речью. Всё это даёт ребёнку возможность при поступлении в школу успешно овладевать программным материалом.

       И, конечно же, многое зависит от индивидуальных возможностей, речевого окружения и качества занятий, проведённых в детском саду и дома. 

       Если ребёнок отстаёт от этих возрастных норм, то необходима консультация логопеда. Он определит степень недоразвития речи, определит дальнейший маршрут обучения. При необходимости направит к узким медицинским специалистам.

 

свернуть